MAN | Страница 1
МАН Групп (MAN Group, MAN SE) – немецкая холдинговая компания, один из европейских лидеров в области проектирования и производства грузовых транспортных средств и автобусов. Компания со штаб-квартирой в Мюнхене генерирует среднегодовой доход в размере около 16 млрд евро и имеет свыше 54 тысяч сотрудников во всем мире. Структура концерна представлена несколькими основными направлениями. MAN Truck & Bus AG занимается производством грузовиков MAN, ERF, STAR и автобусов Neoplan. Дизельные двигатели выпускает MAN Diesel SE, а MAN Turbomaschinen AG производит компрессоры для индустрии и промышленные турбины. MAN доминирует также на рынке коммерческих автомобилей Бразилии и осуществляет экспанзию на рынках Южной Америки и Африки благодаря своему подразделению MAN Latin America.
Корпоративная история концерна MAN насчитывает впечатляющие 250 лет и уходит корнями в ХVІІІ век, к началу бурного развития металлургии в Рурской области Германии. Этот процесс приводит в 1758 г. к основанию первого предприятия тяжелой промышленности в регионе, металлургического завода Святого Антония в городе Оберхаузене в провинции Рейн. В дальнейшем он объединяется с металургическими заводами Gute Hoffnung и Neue Essen и в результате на рынок выходит первый в мире паровой двигатель.
К концу ХІХ века два машиностроительных завода в Аусбурге и Нюрнберге объединяются, а в 1908 г. новый конгломерат получает название Maschinenfabrik Augsburg Nürnberg AG, сокращенно MAN. Укрупнение, концентрация и выход на новый уровень предприятия связаны с историческим изобретением инженера Рудольфа Дизеля – первый в мире дизельный двигатель (1897 г.).
С тех пор усилия компании направлены на разработку своего собственного транспортного средства. Мечта превратилась в факт 12 лет спустя, когда новопостроенный завод компании в Линдау выпускает первый грузовик MAN. В следующем году компания GHH, наследник обергаузенских металлургеских заводов, берет под свой контроль МАН и договорные отношения сохраняются до 1986 г., когда обе компании объединяются и штаб-квартира переезжает в Мюнхен.
В годы между двумя мировыми войнами MAN отмечает ряд достижений. В 1923 г. компания выпускает свой первый дизельный двигатель: четырехтактный, четырехцилиндровый, мощностью 40 л.с., с прямым впрыском, 900 оборотов в минуту. Грузовик, оснащенный таким двигателем, был показан на выставке в Берлине в 1924 г. Всего 3 года спустя на грузовики уже устанавливают 6-цилиндровые дизели мощностью 100 л.с. В 1926 г. выпущены машины с карданной передачей и шестицилиндровыми бензиновыми двигателями 150 л.с.
В 1930 году модельный ряд MAN включает автомобили полезной грузоподъемностью от 3 до 8 тонн, с бензиновым или дизельным двигателем на выбор. Гордостью МАН начала 30-ых годов становится самый мощный в мире на тот момент дизельный грузовик S1H 6 с 16,6-литровым 140-сильным двигателем, предназначенным для буксировки прицепа. В середине десятилетия компания выпускает серии Е1/Е2 и F 2/F 4 – двухосные, оснащенные дизелями в 65 до 160 л.с., грузоподъемностью от 2,5 до 8 тонн.
В 1936 г. MAN приобретает австрийскую компанию ÖAF (Österreichische Automobil-Fabrik) – производитель легковых и грузовых транспортных средств, который сначала должен был изготовлять мосты для МАН, а потом и выпускать военные грузовики для Вермахта. В этот период разрабатывается двигатель семейства G,с полусферической камерой сгорания. На основе модели L 4500 производятся армейские грузовики ML 4500S / 4500А. Деятельность прекращена бомбардировками, после чего предприятия переходят под контроль сил союзников и занимаются ремонтом американских машин.
В период Второй мировой войны MAN удается восстановить несколько подразделений компании и получить заказ на производство бронированных машин VK 3002, более известных под названием Panzer V Panther, согласно мнению многих экспертов, лучшие танки в мире. До конца войны в 1945 г. с конвейера MAN сходит 6000 танков "Пантера".
После войны на заводах компании восстанавливается сборка грузовиков. Первая послевоенная серия МАН, это 4,5-тонный MK с 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 110 лошадиных сил и грузоподъемностью 5 тонн, с пятискоростной коробкой передач и двойной главной передачей. В 1950 г. представлен первый дизельный двигатель с турбонаддувом КПД 46%. В 1951 г. выпущены две новые, передовые модели дизельных двигателей: 6-цилиндровый с турбокомпрессором и 8-цилиндровый. Эти малошумные, со сферической камерой сгорания, моторы, известные как М-двигатели, сразу приобрели большую популярность, отличаясь экономичностью, высоким КПД и мягкостью работой.
Четыре года спустя производство грузовых автомобилей перемещается в новый завод в Мюнхене.
В 60-ых модельный ряд МАН представлен конфигурациями грузовиков с прицепом серий от 520Н до 21.212 DK, капотных и бескапотных, полезной грузоподъемностью от 5 до 20 тонн. Вся гамма получает названия с цифровыми индексами, обозначающими грузоподъемность и мощность.
Начинается разработка серии L – грузовиков с расположенной над двигателем цельнометаллической кабиной и обтекаемыми крыльями с интегрированными фарами. Машины серии L грузоподъемностью 4-8,5 тонн оснащены 6-цилиндровыми двигателями 100-160 л.с. и включают модели с кабиной над двигателем.
В 1968 г., в результате сотрудничества с французской компании Савиэм, появляются новые модели грузовиков MAN — Saviem с новой, передовой угловатой кабиной над двигателем. Модельный ряд уже включает серии от 5.126 до 22.215. Индексация изменяетя: первая цифра обозначает полную массу, а вторая, после точки – мощность.
Начало следующего десятилетия отличается возникновением новых взаимоотношений MAN с немецкими и зарубежными компаниям. Так, слияние с австрийской компание ÖAF Gräf & Stift позволяет наладить в Вене производство специализированных транспортных машин – самосвалов, пожарных и т.д. Завод DAC в Румынии и венгерский RABA NyRt покупают лицензию на производство грузовиков MAN для местных рынков. Открываются заводы по сборке МАН-ов и в других странах Европы (Португалия, Турция, Югославия), Азии (Индия, Южная Корея), Африке (ЮАР).
В 1971 г. МАН выкупает другую немецкую компанию по производству транспортных автомобилей Büssing AG из Аушвейга, вследствие чего появляется изображение льва в логотипе и на радиаторной решетке грузовиков.
С другим германским гигантом в области автомобилестроения – Daimler-Benz, МАН кооперируется в области пневматических подвесок, планетарных колесных редукторов и двигателей. В результате появляется двигатель D2858 мощностью 304 л.с., предназначенный для магистральных тягачей.
Сотрудничество между MAN и Volkswagen приводит к созданию четырехколесной военной серии F90 и среднетяжелых грузовиков MAN — VW. Серия G, продукт совместной работы обеих компаний, в будущем заполнилась моделями среднего класса от 6.90F до 10.136F, оборудованные дизелем MAN D02 и шасси от Фольксваген. Второе поколение этих грузовиков, G 90 включает серии от 6.100 до 10.150 с 6-цилиндровым D08. Кооперация была прекращена к концу 80-ых, а разработки легли в основу новой серии L 2000.
К концу 70-ых МАН уже начинает вводить в производство модульный принцип и выпускает весьма успешные серии 6-цилиндровых двигателей с турбонаддувом. В первый раз в своей истории компания получает и звание "Грузовик года" (1978 г.) для модели 19.280F (8 тонн, 6-цилиндровый дизель D2566T, 280 л.с.), признанной также самым экономичным грузовиком. В 1980 г. компания снова завоевывает приз моделью 19.321FLT, оснащенной 6-цилиндровым дизелем с турбонаддувом D25 мощностью 230-320 л.с., объемом 11.413 л – одним из самых удачных моторов MAN 80-ых годов, вместе с своим наследником D 2866.
В 1986 году директор GHH Клаус Гётте формализирует слияние с MAN, который был ее фактической собственностью с 1921 г. Так появляется компания MAN AG (кстати, до этого название пишется с точками после каждой буквы – M.A.N.), со штаб-квартирой в Мюнхене, Баварии.
Тем временем в производство поступает новая серия F 8 грузоподъемностью 16 тонн, с полуприцепом 44 тонн и свертяжелый вариант до 105 тонн.
В 1988 г. серия М90 включает диапазон моделей от 12 до 17 тонн с дизельным двигателем 6 цилиндров, мощностью 155 186 и 230 л.с., 6 до 16-ступенчатой коробкой передач, 7-колесной базой 3,6-5,8 метров, с пневматическими тормозами.
В конце 80-ых и начале 90-ых MAN расширяет свою географию, выкупая 50% акций французской MTES, которую переименуют в SEMT Pielstick, с своим заводом в Сен-Назаре, и присоединяя подразделение грузовых автомобилей австрийской Steyr. К концу века MAN берет под свой контроль и белорусский MAZ.
В последнее десятилетие ХХ-ого века MAN вступает переходом на новую производственную гамму грузовых автомобилей. На смену серии G 90 приходит L 2000 (легкая), M 90 заменяет М2000 (средняя) и на месте F 90 появляется F 2000 (тяжелая). Нововведения касаются пневматической подвески, электроники, водительского кресла, рулевого механизма, тормозной системы.
Происходят перемены и в руководстве группы – председателем правления становится Rudolf Rupprecht (Рудольф Руппрехт), вдохновитель новых технологий МАН.
А новый век компания встречает новым высокотехнологичным поколением Trucknology Generation (TG ), оснащенное 6-цилиндровым дизелем объемом до 12,816 л., мощностью до 460 лошадей, 1900 оборотов в минуту, отвечающий нормам Euro-3, 16-скоростной механической коробкой передач и опциональной 12-скоростной автоматической, пневматическими дисковыми тормозами систем ABS и ASR, полной массой 19 тонн и 40 тонн в автопоезде. Тягачи этой серии были удостоены призом "Грузовик 2001 года".
Одновременно МАН отмечает свой одномиллионный грузовик и нарастание числа сотрудников до 34 тысяч. На тот момент продукция МАН составляет 3,5% производства грузовых автомобилей в мире и 13,5% продаж на европейском рынке.
Первое десятилетие ХХІ века в истории MAN связано с достижениями и в области автобусостроения. В 2001 году с конвейера сходит туристический автобус Lion 's Star, удостоенный призом "Автобус года" за дизайн. Четыре года спуся на рынок выходит и городской низкорамный MAN LIONS City, который получает звание "Автобус 2005 года".
К середине десятилетия MAN Nutzfahrzeuge представляет и новое поколение двигателей D 20 – "Heartbeat", основной новацией которого является система впрыска Common Rail.
В 2006 г. МАН становится единоличным владельцем SEMT Pielstick и переименует ее в MAN Diesel SA. Существуют также планы о поглощении конкурента Scania, но предложение отвергнуто основными акционерами компаний Скания и Фольксваген и фамилией Валленберг. В начале века уже приобретены британская ERF и польская Star, открыты предприятия по сборке автомобилей в Узбекистане и Индии. В декабре 2008 г. МАН становится владельцем подразделения грузовых автомобилей и автобусов Фольксваген в Бразилии, вследствие чего появляется MAN Latin America. MAN лидирует на рынке грузовых автомобилей Бразилии – на его долю выпадает больше 30% продаж. Вследствие расширений и реорганизаций конца ХХ и начала ХХІ века появляются дочерние компании MAN Diesel SE, MAN Turbomaschinen AG и MAN Nutzfahrzeuge. Все эти реформы осуществляются под руководством Хакана Самуэльсона, назначенного председателем правления группы в 2005 г.
В 2007 году машина МАН впервые побеждает в ралли Дакар. Модели MAN TGX и MAN TGS награждены призом "Грузовик 2008 года". Двигатель MAN.
В 2009 году холдинг MAN AG меняет юридическую форму, превращаясь в MAN SE (SE – европейское общество). Одновременно МАН приобретает 25% акций производителя грузовиков Sinotruk и начинает сотрудничество с оружейником Rheinmetall. В следующем году подразделения MAN Diesel SE и MAN Turbomaschinen AG объединяются в компанию MAN Diesel & Turbo SE, а MAN Nutzfahrzeuge переименуют в MAN Truck & Bus.
Технологические достижения МАН после 2010 года: концептуальный седельный тягач "Concept S"; новый бренд грузовых автомобилей SITRAK – совместная разработка MAN SE и Sinotruk, предназначенная для китайского рынка; MAN TGX номинирован на приз "Зеленого грузовика 2011 года".
В 2011 г. Фольксваген становится мажоритарным акционером в MAN SE, а в следующем году увеличивает свою долю на 75,03%.
Модельный ряд грузовых автомобилей MAN
Современные модели в Европе, Африки и Азии:
MAN TGX – полная масса 16 тонн, 2006 года, тяжелый тягач для перевозок на дальние расстояния;
MAN TGS – полная масса 16 тонн, 2006 года: большегрузный транспорт в сфере строительства и дистрибуции;
MAN TGM – полная масса 13-26 тонн, 2005 года, среднетоннажный грузовик;
MAN TGL – полная масса 7-12 тонн, 2005 года, грузовик легкого класса;
MAN CLA, 2006 года, прочный грузовик, изготовленный в Индии совместно с Force Motors, предназначенный для эксплуатации в условиях тропического климата.
Современные модели в Латинской Америке:
VW Constellation – полная масса 13 тонн;
VW Worker – полная масса 8-31 тонн;
VW Delivery – полная масса 5-9 тонн;
MAN TGX et MAN TGS – полная масса до16 тонн.
Популярные модели, которые уже не производятся, но пользуются спросом на рынке:
MAN TGA – полная масса 18 тонн, 2000 года, тяжелый тягач для международных перевозок;
MAN L, M и F2000 1994 года;
MAN L, M и F2000Evo;
MAN L, M и F90;
MAN F8 1986 года.